Установление контроля над Одессой российскими войсками стало бы решающим фактором, обеспечивающим победу России в конфликте, убежден экс-командующий объединёнными силами НАТО Уэсли Кларк.
По его мнению, несмотря на операции в Харькове и Сумах, взятие Одессы по-прежнему является приоритетной целью для России, и успех в этом направлении может кардинально изменить ситуацию.
«Взятие Одессы для России будет означать фактическую победу», – заявил генерал в эфире украинского телеканала.
Кларк не похож на алчущего хайпа пустозвона-«ыксперда». Как понимать это заявление? Просто запугивает или что-то понимает?
– Освобождение Одессы важно как со стратегической точки зрения, так и с символической, ведь настоящее уничтожение Украины началось именно в Одессе, 2 мая 2014 года, когда националистами были убиты десятки людей в Доме профсоюзов, – убежден депутат Одесского областного совета VI созыва, экс-кандидат в мэры Одессы Алексей Албу.
– Именно поэтому Владимир Владимирович в своей речи во время начала СВО акцентировал внимание на том, что убийцы и организаторы этого чудовищного преступления будут жестоко покараны.
Однако со стратегической точки зрения освобождение Одессы будет означать контроль Николаева, Очакова и Херсона. То есть это событие будет означать потерю Украиной выхода к Чёрному морю, что в данном противостоянии имеет важнейшее значение.
Дело в том, что львиная доля военных поставок Киеву осуществляется именно через морские и некоторые речные порты. Таким образом, блокировка логистических цепочек поставит ВСУ в катастрофическое положение. Военные поставки, осуществляемые железнодорожным и автомобильным транспортом, имеют свои ограничения, в связи с этим украинскую армию ждут очень тяжелые времена.
Стоит отметить, что контроль Одесского региона также важен с точки зрения разблокировки Приднестровской Молдавской Республики, которая зажата между двумя недружественными режимами, установившимися в Кишиневе и Киеве.
Помимо Одессы одним из ключевых городов, является город русской воинской славы Измаил, освобождение которого даёт контроль за северным гирлом Дуная – важнейшей речной артерии Европы.
«СП»: Одесский порт нужен России?
– Безусловно, ОМТП является объектом стратегического значения, контроль которого даёт возможность перевалки большого количества грузов. Во времена Российской Империи и Советского Союза одесский порт стал окном в мир, через которое осуществлялась торговля с другими странами.
Мы понимаем, что после освобождения Одессы западные страны не признают российской юрисдикции данного объекта, и дотянуть показатели до уровня советских будет достаточно сложно. Однако, я уверен, что товарооборот будет выше, чем при Украине, что также является важным фактором развития Одессы.
«СП»: Но до Одессы еще слишком далеко во всех отношениях. Надо, наверное, сначала освободить Донбасс, Херсон, Запорожье?
– Я не являюсь военным экспертом и понимаю, что Генштаб имеет свои планы в отношении и очередности освобождаемых русских регионов, однако, на мой взгляд, прямой штурм города не потребуется.
Достаточно повторить маневр 2022 года, когда русская армия не стала заходить в Николаев, а попробовала обойти его с севера, выйдя на Вознесенск и Южноукраинск. К сожалению, в 2022 году сил закрепиться в данном регионе не хватило, однако сегодня Вооруженные силы России значительно мощнее.
Стоит отметить, что закрепление на севере Николаевской области, даст возможность вырвать из рук украинских террористов Южноукраинскую АЭС и откроет путь на Приднестровье, по трассе Первомайск-Балта-Рыбница (ПМР).
В результате данной операции весь юг Украины может быть отрезан от основной её части, давая тем самым возможность провести локальные операции по зачистке региона от украинских неонацистов и их пособников. Однако, повторюсь, я не являюсь военным экспертом и, возможно, есть другие пути для решения данной задачи.
«СП»: Насколько освобождение Одессы вообще реально? Потребуется морской десант? Насколько можно рассчитывать на поддержку населения?
– Внутренне сопротивление, к сожалению, отсутствует, по причине того, что оно не организовано. Украинские спецслужбы работают очень эффективно в направлении уничтожения любых очагов сопротивления.
Однако, большинство жителей данного макрорегиона настроены если не с симпатиями, то лояльно к Российской Федерации. Поэтому, если мы не можем рассчитывать на прямую поддержку в борьбе и восстание в тылу врага, то я уверен в отсутствии сопротивления нашим Вооруженным силам и максимальном содействии в сборе информации об украинских карателях.
– В какой-то степени, это успокоительная речь генерала Кларка для киевского режима, – считает политолог, председатель КРОО «Центр политического просвещения» Иван Мезюхо. – Мол, русские Одессу не взяли, поэтому все будет хорошо. Таким образом, не нужно воспринимать это заявление как скрытый реверанс в сторону Российской Федерации.
«СП»: Почему именно после Одессы? Какое значение ее освобождение имеет для хода СВО?
– Безусловно, взятие под контроль Одессы означало бы лишение Украины большого торгового и военного порта.
А если брать не только Одессу, но и ближайшие населенные пункты, то вообще в идеале, конечно, надо было бы лишить киевский режим выхода к Черному морю. Таким образом, решалась бы важная задача обеспечения безопасности в регионе.
«СП»: Нужен ли России одесский порт? Или главное не пустить туда других? Или главное лишить Украину выхода к морю?
– Прежде всего, нам необходимо, чтобы в Одессе не было натовских или американских баз. Ведь еще до начала СВО готовилось обустройство военной базы в Очакове для американцев. Военная база британцев, американцев или натовцев в портах Одесской области – это угроза для нашей страны.
«СП»: Чтобы выйти к Одессе, нужно, как минимум, освободить Николаевскую область…
– Поэтому я и говорю о том, что это успокоительные речи натовского генерала для украинских потребителей информации. Говоря о том, что русские не взяли Одессу, он как бы пытается преуменьшить текущие успехи Вооруженных сил Российской Федерации на поле боя и заговорить грандиозные провалы ВСУ на фронте. То есть, налицо типичная информационная манипуляция.
«СП»: Помимо Одессы, у России есть иные приоритеты. Представим себе, что Донбасс освобожден. Что дальше? Херсон? Запорожье? Харьков? Днепропетровская область?
– Конечно, у России есть приоритеты. В первую очередь мы должны освободить наши конституционные территории: а речь идет и о Донбассе, и о Новороссии. После этого мы должны создать санитарные кордоны для обеспечения безопасности конституционных территорий РФ.
Площадь этих санитарных кордонов или буферной зоны будет зависеть от того вооружения, которым на тот момент будет располагать киевский режим. Чем более дальнобойным оно будет, тем масштабнее должна быть эта буферная зона.
Упомянутые вами Харьков и Днепропетровская область, как минимум, должны войти в эту буферную зону (также как Сумы и ряд других регионов Украины).
«СП»: Насколько освобождение Одессы вообще реально? Когда это уже случится?
– Если мы исходим из того, что мы не ограничиваем себя в сроках проведения специальной военной операции, то это реально. Если мы ставим себе задачу освобождения Одессы в ближайшие недели и месяцы, то пока это выглядит малоперспективно.